Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма
Страница 1 из 1
Методические приемы обучения каллиграфическим навыкам письма
Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть один из основных приемов обучения каллиграфическим навыкам письма. Ученики должны видеть, как учитель пишет образец на доске. Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового — образца учителя на доске или в тетради. Это старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма, сравнивая его с воспроизведенным. При этом учащиеся не только сознательно копируют, но и неосознанно подражают, что в младшем школьном возрасте очень выражено.
Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика, поскольку это процесс механический. Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу — кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение — закрепление правильного движения. В любом случае важно, чтобы копирование осуществлялось правильными движениями, так как в противном случае оно не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
При методе воображаемого письма (или обведение над образцом, письмо в воздухе) учащийся не только опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца [3]. Как копировальный способ, так и воображаемое письмо — это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния — удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят формы обучения.
Анализ формы букв осуществляется по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, рассматривать, что буква состоит из овала
и прямой с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если рассмотреть эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, размер их соотношения. Таким образом, форма букв анализируется в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания [1, с. 48].
Сознательному овладению навыками письма способствует обучение правилам. Это необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе (1—4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем непосредственно связанные с процессом письма: 1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; 2) буквы в словах необходимо писать на одинаковом расстоянии друг от друга; 3) писать надо красиво. Со 2 класса вводятся такие правила: 1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие); 2) слог пишется безотрывно; 3) писать надо быстро и красиво. Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме.
Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило «писать надо красиво» является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Чисто, без помарок, не заходить за поля, ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно. Он способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа, оживляет работу, вызывает интерес. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить. Во 2 и 3 классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску.
Учитель может использовать и приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
Л. А. Гребешкова, О. В. Марченко
Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и видения формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика, поскольку это процесс механический. Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу — кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение — закрепление правильного движения. В любом случае важно, чтобы копирование осуществлялось правильными движениями, так как в противном случае оно не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
При методе воображаемого письма (или обведение над образцом, письмо в воздухе) учащийся не только опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске. Учащиеся могут писать буквы и соединять их вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа руку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца [3]. Как копировальный способ, так и воображаемое письмо — это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния — удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывают интерес к письму, разнообразят формы обучения.
Анализ формы букв осуществляется по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Например, рассматривать, что буква состоит из овала
и прямой с закруглением внизу. Это только формальный анализ. А если рассмотреть эту букву по элементам движения, то увидим, что она состоит из таких элементов. Некоторые буквы, довольно сложные по форме, пишутся одним неделимым движением. Учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, размер их соотношения. Таким образом, форма букв анализируется в зависимости от того, впервые ли вводится буква, насколько она сложна по способу написания [1, с. 48].
Сознательному овладению навыками письма способствует обучение правилам. Это необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике. Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В 1 классе (1—4) вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем непосредственно связанные с процессом письма: 1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном; 2) буквы в словах необходимо писать на одинаковом расстоянии друг от друга; 3) писать надо красиво. Со 2 класса вводятся такие правила: 1) буквы в словах следует писать одинаковой высоты (2-е полугодие); 2) слог пишется безотрывно; 3) писать надо быстро и красиво. Учитель должен вводить эти правила постепенно. Так он может сначала ввести правила написания с одинаковым наклоном. Это правило объясняется уже в добуквенный период. Дети уясняют, что такое наклонная линия, что значит писать с наклоном и повторяют за учителем, что они должны писать прямые, но наклонные палочки. При переходе к письму букв, слогов и слов формируется правило о наклонном письме.
Затем при переходе к письму предложений вводится правило о равномерной расстановке букв. После того как объяснены приемы безотрывных соединений букв, формулируется правило о безотрывном письме. Правило «писать надо красиво» является как бы выводом из предыдущих. Что значит писать красиво? Чисто, без помарок, не заходить за поля, ровно и наклонно, не обводить буквы дважды. Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в противоположность: слова не доходят до сознания учащихся.
Важным приемом обучения чистописанию являются письмо под счет или в такт счету. Этот прием при обучении письму применялся давно. Он способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа, оживляет работу, вызывает интерес. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной.
Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написаны неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок. При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить. Во 2 и 3 классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску.
Учитель может использовать и приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме. На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыками письма.
Л. А. Гребешкова, О. В. Марченко
Похожие темы
» Делимся опытом обучения письму
» Старые письма
» Письма трудящихся руководству СССР
» Методические указания для одновременного развития пальцев, кисти, локтя и плеча
» Старые письма
» Письма трудящихся руководству СССР
» Методические указания для одновременного развития пальцев, кисти, локтя и плеча
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения