Образовательный потенциал Российской Империи.
Страница 1 из 1
Образовательный потенциал Российской Империи.
Сапрыкин Д.Л. Образовательный потенциал Российской Империи.
В монографии предпринято системное исследование образовательного потенциала Российской Империи и структурных особенностей дореволюционной научно-технической и образовательной политики.
Предпринятый опыт междисциплинарного исследования включает изучение концепции образовательной политики, исследование истории российского образования и науки с теоретико-методологической, социологической, правовой и экономической точки зрения. Проведено структурное сопоставление системы образования Российской Империи и других ведущих стран мира. Особое внимание уделено развитию механизмов государственно-общественного управления образованием в царствование Николая II.
...
Анализируя имеющиеся статистические данные, биографические и литературные свидетельства XVIII – XIX веков следует отметить, что, несмотря на консервативно-охранительные мероприятия, предпринятые в царствование Николая I, Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее «прогрессивных», в смысле доступности для представителей низших сословий систем образования.
В 1727 году в «цифирных школах» состояло 45% детей из духовного звания, 20% солдатских детей, 18% приказных, 4,5% посадских и только 2,5% - боярских и дворянских детей. Большинство учеников «главных училищ» при Екатерине II также были детьми купцов, мещан и солдат [Брокгауз и Эфрон 1899, XXVIIа, 382-383]. Ограничения всесословности образования при Николае I, который «ограничил прием студентов, увеличил плату своекоштных и дозволил избавлять от нее только бедных дворян» в этом отношении только приближали российскую систему к европейской.
Высказывание «западника» Герцена, совсем не склонного к преувеличенному восхвалению российских порядков, довольно точно передает эту ситуацию: «До 1848 года устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен и не был ни крепостным, ни крестьянином, не уволенным своей общиной» [Герцен 1956, 107]. Герцен противопоставлял «демократическое» устройство российских учебных заведений социально-эксклюзивной системе английского образования.
...
Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право),которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах. Еще более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.
В монографии предпринято системное исследование образовательного потенциала Российской Империи и структурных особенностей дореволюционной научно-технической и образовательной политики.
Предпринятый опыт междисциплинарного исследования включает изучение концепции образовательной политики, исследование истории российского образования и науки с теоретико-методологической, социологической, правовой и экономической точки зрения. Проведено структурное сопоставление системы образования Российской Империи и других ведущих стран мира. Особое внимание уделено развитию механизмов государственно-общественного управления образованием в царствование Николая II.
...
Анализируя имеющиеся статистические данные, биографические и литературные свидетельства XVIII – XIX веков следует отметить, что, несмотря на консервативно-охранительные мероприятия, предпринятые в царствование Николая I, Россия на протяжении всего императорского периода имела одну из наиболее «прогрессивных», в смысле доступности для представителей низших сословий систем образования.
В 1727 году в «цифирных школах» состояло 45% детей из духовного звания, 20% солдатских детей, 18% приказных, 4,5% посадских и только 2,5% - боярских и дворянских детей. Большинство учеников «главных училищ» при Екатерине II также были детьми купцов, мещан и солдат [Брокгауз и Эфрон 1899, XXVIIа, 382-383]. Ограничения всесословности образования при Николае I, который «ограничил прием студентов, увеличил плату своекоштных и дозволил избавлять от нее только бедных дворян» в этом отношении только приближали российскую систему к европейской.
Высказывание «западника» Герцена, совсем не склонного к преувеличенному восхвалению российских порядков, довольно точно передает эту ситуацию: «До 1848 года устройство наших университетов было чисто демократическое. Двери их были открыты всякому, кто мог выдержать экзамен и не был ни крепостным, ни крестьянином, не уволенным своей общиной» [Герцен 1956, 107]. Герцен противопоставлял «демократическое» устройство российских учебных заведений социально-эксклюзивной системе английского образования.
...
Выпускник царской гимназии обычно имел уровень знаний по гуманитарным предметам (языки, историко-филологические, философские дисциплины, право),которого не достигали выпускники соответствующих советских вузов. Гимназический уровень по освоению математики и естественнонаучных дисциплин в СССР достигался только в единичных физико-математических спецшколах. Еще более существенно, что советская школа не давала той полноты и целостности образования, которая представляла гимназия через изучение математических, историко-филологических и философско-богословских наук формировавшая основополагающие интеллектуальные и эстетические способности и целостное отношение к культуре и миру.
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
В системе высшего образования императорской России особое место занимал Императорский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 году недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М. М. Сперанскому.
Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики а возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Читать далее
Утвержденное императором Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики а возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории.
Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом.
Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.
Читать далее
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
14 января 1797 г. было издано Положение о юнкерских школах. Согласно ему в школы принимались только дворяне не моложе 12 лет (причем еще до вступительных экзаменов было необходимо доказать свое дворянское достоинство). Им присваивалось звание титулярного юнкера. Сверх канцелярского делопроизводства юнкеры должны были обучаться «наукам и искусствам, приличествующим достоинству дворянина»: российскому чистописанию, грамматике, нравоучению, катехизису, арифметике, геометрии, тригонометрии, истории, географии, логике, рисованию, немецкому языку и право-ведению. По прошествии 2 лет наиболее успешные ученики переводились в коллегии-юнкеры 14 класса и проходили службу согласно «штатным узаконениям» в высших и центральных учреждениях. По сообщению Санкт-Петербургских ведомостей юнкерская школа была открыта уже 22 февраля 1797 г. Судя по императорскому указу 26 июня 1797 г. работа школы вполне удовлетворяла верховную власть. Первые ее выпускники получили назначение на службу в Сенат и коллегии.
Читать далее
Читать далее
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
Императрица Мария Александровна первая жена Александра II положила начало новому периоду женского образования в России, учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. При ней женские гимназии в России содержались почти исключительно на общественные и частные средства. Отныне уже не только Высочайшее покровительство, а общественные силы во многом определяли судьбы женского образования в России. Предметы преподавания делились на обязательные и необязательные. К обязательным в трехклассных гимназиях относились: Закон Божий, русский язык, русская история и география, арифметика, чистописание, рукоделие. В курсе женских гимназий, кроме вышеперечисленных предметов, обязательны были основания геометрии, география, история, а также "главнейшие понятия по естественной истории и физике с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйстве и гигиене", чистописание, рукоделие, гимнастика.
Читать далее
Читать далее
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
31 августа 1803 г. вышел указ Военной Коллегии и Военного Министерства «О предоставлении Черноморского войска к производству в хорунжие грамоте умеющих». При всех «доблестях и достоинствах» неграмотные казаки не могли получить офицерского чина. Для укрепления дворянского сословия армейскими чинами жаловали лишь богатых, грамотных и преданных царскому правительству старшин (Шевченко Г.Н. Черноморское казачество в конце ХVIII – первой половине ХIХ века. – Краснодар, 1993. С. 28.).
От полковых и линейных командиров требовалось знание «грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет» (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226.). Для получения офицерского чина надо было сдать экзамены. «Производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своём печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если держащий испытание мог читать оную понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым».
По чистописанию требовалось переписать около страницы из книги или рукописи без многих грубых ошибок, письмоводству – ясно и правильно излагать в письме свои мысли. Знание счетоводства заключалось в том, чтобы «некоторую сумму и некоторое количество провианта записать в приход, затем якобы изъять и записать в расход». Кроме того, армейские чины сдавали экзамены по выправке, ружейным приёмам, стрельбе в цель, ротному, батальонному и стрелковому учениям, гарнизонной службе (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226-об.–227.).
Важным законодательным актом в сфере народного образования стал университетский устав, утверждённый 5 ноября 1804 г. В его основе – принципы бессословности и бесплатности обучения, единство всех ступеней образования (Колягин М.Ю., Савина О.А., Тарасова О.В. Организация народного образования в России (первая половина ХIХ в.) // Начальная школа. 2004. № 4. С. 120.). Вместо отставных военных, ранее назначаемых директорами учебных заведений, университеты стали готовить руководителей средних и низших учебных заведений. Впервые в России вводилась государственная система преемственно связанных между собой учебных заведений, появились единые планы. Каждое нижестоящее заведение готовило к поступлению в последующее. В губернских городах открывались четырёхклассные училища, приближающиеся по своему типу к средней школе.
Читать далее
От полковых и линейных командиров требовалось знание «грамоты в такой степени, чтобы могли представлять начальству письменные донесения о команде им порученной, делать сношение по службе, вести приход и расход провианта, денег и вещей и отдавать положенный отчет» (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226.). Для получения офицерского чина надо было сдать экзамены. «Производящий испытание предлагал экзаменующемуся для чтения в присутствии своём печатную книгу и потом четкою рукою написанную рукопись. Если держащий испытание мог читать оную понятно и без замедления, то почитался в чтении твердым».
По чистописанию требовалось переписать около страницы из книги или рукописи без многих грубых ошибок, письмоводству – ясно и правильно излагать в письме свои мысли. Знание счетоводства заключалось в том, чтобы «некоторую сумму и некоторое количество провианта записать в приход, затем якобы изъять и записать в расход». Кроме того, армейские чины сдавали экзамены по выправке, ружейным приёмам, стрельбе в цель, ротному, батальонному и стрелковому учениям, гарнизонной службе (ГАКК. Ф. 670. Оп. 2. Д. 22. Л. 226-об.–227.).
Важным законодательным актом в сфере народного образования стал университетский устав, утверждённый 5 ноября 1804 г. В его основе – принципы бессословности и бесплатности обучения, единство всех ступеней образования (Колягин М.Ю., Савина О.А., Тарасова О.В. Организация народного образования в России (первая половина ХIХ в.) // Начальная школа. 2004. № 4. С. 120.). Вместо отставных военных, ранее назначаемых директорами учебных заведений, университеты стали готовить руководителей средних и низших учебных заведений. Впервые в России вводилась государственная система преемственно связанных между собой учебных заведений, появились единые планы. Каждое нижестоящее заведение готовило к поступлению в последующее. В губернских городах открывались четырёхклассные училища, приближающиеся по своему типу к средней школе.
Читать далее
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
Отличительной чертой русских ученых является широта научных интересов и универсализм знаний, целостное восприятие картины мира, охват исследуемого предмета целиком и глубина проникновения в него, высокое качество проводимых исследований в сочетании с относительно скромными затратами на их проведение, самостоятельное изготовление оригинальных лабораторных приборов, активное участие в образовательном процессе.
Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.
В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу). Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами.
Учащиеся в России воспитывались в духе Православия, основным изучаемым предметом наравне с математикой был Закон Божий. Поэтому, по меткому выражению И.А. Ильина, представители инославных конфессий также получали Дары Божьи, а принявшие Православие получали их в полной мере.
Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное бесплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.
Читать далее
Затрагивая тему об особенностях и достижениях русской научной школы, нельзя не сказать о вкладе системы народного образования в достижения Государства Российского в области науки и техники. Именно образованием, которое давала русская национальная школа, объясняются успехи русских ученых.
В Царской России система народного образования имела статус государственной службы, а учителя были государственными служащими, причем высокооплачиваемыми. Минимальная зарплата учителя в 1912 г. составляла 1600 руб. в год (более 25000 долл. США по нынешнему курсу). Рядовой профессор университета имел чин генерал-майора.
Каждый преподаватель классической гимназии должен был знать не менее трех иностранных языков, опять же кроме латыни и древнегреческого, а каждый выпускник - не менее двух иностранных языков, кроме латыни и древнегреческого. Учителя в народе уважительно называли барином, а студентов - господами.
Учащиеся в России воспитывались в духе Православия, основным изучаемым предметом наравне с математикой был Закон Божий. Поэтому, по меткому выражению И.А. Ильина, представители инославных конфессий также получали Дары Божьи, а принявшие Православие получали их в полной мере.
Образование в России всегда ценилось. Темпы роста затрат на образование с 1906 по 1914 гг. были выше темпов роста затрат на оборону. В 1908 г. в ряде губерний России было введено обязательное начальное бесплатное образование, а к 1921 г. планировалось сделать его всеобщим на всей территории страны.
Читать далее
Re: Образовательный потенциал Российской Империи.
Воскресные и вечерние школы в России собственно. До 1856 года такие школы существовали лишь в Остзейских губерниях. Во все царствование императора Николая I было дано разрешение на устройство трех В. школ: в Валке, Везенберге и Вейсенштейне. Остзейские В. школы были такие "училища, в которых ученики ремесленников" могли "в воскресные дни приобрести необходимые для них начальные познания в законе Божием, чтении, письме и арифметике". С конца 1850-х годов начинается движение в пользу учреждения В. школ. При доброжелательном отношении и содействии правительства, главное участие в этом движении приняла учащаяся молодежь, военные, а также лица других общественных положений. Как кажется, первое ходатайство об устройстве В. школ принадлежит с.-петербургской ремесленной управе. В 1858 г. тогдашний секретарь управы Столбин составил "проект устава для ремесленных В. школ". Хлопоты ремесленной управы, однако, не привели ни к каким результатами. Одновременно с ходатайством управы хлопотала о разрешении устроить у себя на дому В. школу для бедных девочек дочь действительного статского советника Мария Шпилевская. Ею и была открыта у себя на дому первая В. школа в С.-Петербурге (в Измайловском полку), в апреле 1859 г. М. Шпилевская по будням занималась частными уроками, а по воскресным дням обучала бедных девочек грамоте, письму, арифметике и рукоделию. Школу эту Шпилевская вела одна, без всякой посторонней помощи. 11 октября 1859 г. была открыта В. школа кружком студентов киевского университета, где попечителем учебного округа был в то время Н. И. Пирогов. Общий надзор за ходом учения и за делом преподавания был поручен профессору П. В. Павлову. Н. И. Пирогов оказывал В. школам свое содействие (см. сочинения Пирогова, т. II), посещал школы и даже принимал участие в преподавании. 25 октября 1859 г. возникла в Киеве вторая В. школа. При открытии первой пришли учиться до 50 человек, второй - 34 человека; вскоре число занимавшихся повысилось до 110 и даже 148 человек; большинство записавшихся в обеих школах принадлежали к помещичьим крестьянам, мещанам и кантонистам. Основание В. школ сразу встретило в рабочем населении полное сочувствие. Ободренные успехом, киевские студенты вошли в сношение со студентами университетов и иных высших учебных заведений в других городах. Начали устраиваться В. школы в Могилеве, Одессе (5 В. школ), Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Елисаветграде, Рязани. Начальства высших учебных заведений оказывали студентам содействие в устройстве В. школ. Из циркуляра министерства внутренних дел (от 22 марта 1860 г. к начальникам губерний) видно, что занятия в таких школах, например в архангельской, шли по воскресеньям, после ранней обедни; учащиеся обучались грамоте, закону Божию, арифметике, и в некоторых школах черчению и основным познаниям в ремеслах; кроме того, "учеников занимали воскресным чтением"; помещение для школ отводилось бесплатное в городских училищах и др. казенных и общественных зданиях; преподавателям не было определено никакой платы.
Читать далее
Читать далее
Похожие темы
» Оружие в Российской империи
» Исторический опыт Российской империи
» Тема голода в Российской империи
» Автомобили и трактора Российской империи
» Казни в Российской империи и в СССР
» Исторический опыт Российской империи
» Тема голода в Российской империи
» Автомобили и трактора Российской империи
» Казни в Российской империи и в СССР
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|