Как писать быстро и красиво!
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Каллиграфия и здоровье

Перейти вниз

Каллиграфия и здоровье Empty Каллиграфия и здоровье

Сообщение автор Мамонт Чт Мар 14, 2013 1:38 pm

Термин «каллиграфотерапия» создан на основе известных слов: «каллиграфия» и «терапия». Каллиграфотерапия, или каллиграфическая арт-терапия, — это вид арттерапии, основанный на использовании каллиграфических жанров и приемов в психотерапевтических целях.
Красивое письмо во все времен служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые (весьма значимые) места в социальной иерархии. В настоящее время, когда рукописный текст практически полностью вытеснился электронным, возможно, впервые ярко акцентировался нетривиальный потенциал письма. Письмо уже не воспринимается всерьез с прагматической точки зрения (как средство для передачи и хранения информации), но как эстетическая ценность, как «артобъект», письмо (имеется ввиду не содержание, а форма) вполне может составить конкуренцию другим изобразительным средствам.

Сегодня каллиграфии в России переживает «второе рождение» (на самом деле оно уже далеко не второе). Уже два года в Москве успешно развивается проект «Международная выставка каллиграфии» ([Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] появились сайты каллиграфической тематики (см., например: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] клубы (например, «Школа каллиграфии» в Перми), наконец, в декабре 2008 г. открылся Современный музей каллиграфии в Москве ([Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Наступило, наконец, время обратить внимание на терапевтические ресурсы рукописного текста. Речь идет не только о терапии ведением дневника и записных книжек, терапии домашней перепиской с врачом (М.Е. Бурно) или других видах письменной вербализации, но — прежде всего — об использовании внешне-эстетического потенциала письма. Арттерапевтический подход к письму включает в себя не только и не столько работу с содержанием текста, сколько — с его формой.

Каллиграфотерапия — не является открытием нового времени, это попытка актуализировать, а иногда возродить заново, каллиграфические жанры и приемы с целью их психотерапевтического использования. В восточных культурах (таких как китайская, японская, арабская) каллиграфия никогда не сдавала своих позиций и до сих пор занимает достойное место, в том числе как метод психотерапевтической саморегуляции (см. например, статью Г. Као «Шуфа: Китайское каллиграфическое письмо для физической и поведенческой терапии» на сайте [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Однако я уверен, что западноевропейские и русские каллиграфические традиции также успешно могут быть задействованы в психотерапевтическом процессе, причем во всех формах психотерапии: индивидуальной, групповой и семейной.

Ниже приведены некоторые примеры использования каллиграфических жанров в виде арт-терапевтических техник.

Инициал (от лат. initialis — «начальный») в западной каллиграфии — это особым образом оформленная первая буква слова, предложения, главы или другой части книги; в славянской каллиграфии для этого есть другое название — буквица. Существуют самые разнообразные традиции и стили написания прописных (заглавных) букв, только в русской традиции их можно насчитать не менее десятка (см., например, работу В.Н. Щепкина «Русская палеография»), а если к этому еще добавить западноевропейскую традицию «иллюминирования» инициалов, то мы получаем широкий выбор многообразных выразительных приемов оформления заглавных букв. (Практическим подспорьем в этой технике может служить недавно вышедшая прекрасная книга Маргарет Морган «Буквицы. Декоративная каллиграфия».) На основании заглавных букв могут создаваться и свои собственные (личностно значимые) инициальные алфавиты, которые предназначены, конечно, не для написании больших по объему текстов, а для оформления отдельных слов, например, своего имени, или небольших фраз, например, своего девиза или жизненного принципа. Такие «иллюминированные» слова или фразы являются материально-эстетическим выражением (творческой объективацией) переживаний и ценностей автора. Более того, созданные произведения, в свою очередь, сами начинают влиять на автора, представляя собой своеобразные материализованные психологические установки.

Монограмма (от греч. ????? — один, ?????? — линия, буква) в рукописной традиции — это знак, составленный из соединённых или переплетенных букв, например, начальных букв имени и фамилии (так называемый вензель). В психотерапии это может быть монограмма, построенная не только из начальных букв собственного имени, отчества и фамилии, но также монограмма семьи: первые буквы имен всех членов семьи собираются в единый знак, представляющий собой сбалансированное эстетическое целое, символизирующее гармонию и сплоченность. Такая монограмма может быть помещена в соответствующее обрамление, может стать частью семейного герба (это уже хорошо известная арт-терапевтическая техника).

Наконец, еще один богатый по своим терапевтическим возможностям каллиграфический жанр — это каллиграмма. Появление этого термина обязано известному французскому поэту Гийому Аполлинеру, который записывал некоторые свои стихотворения в виде графических образов, иллюстрирующих содержание текста. Например, строчки его стихов располагались в виде, дождя, женского портрета, фонтана, птицы и т.д. В форму каллиграммы могут облекаться отдельные слова, отдельные высказывания и более развернутые тексты. Сейчас нет возможности вдаваться в историю этого жанра, следует лишь заметить, что каллиграмма как эстетический прием встречается во всех каллиграфических традициях, восточных и западных, древних и современных.

В психотерапии каллиграмма может занять особое место, поскольку может быть использована в самых разнообразных формах: представим себе, например, страницу личного дневника, на которой текст размещен каким-либо прихотливым образом, а какой может быть каллиграмма своего имени, каллиграмма личностно-значимой фразы, любимого (или собственного) стихотворения и т.д. Построение каллиграммы — это увлекательный арттерапевтический процесс, в котором фрагменты текста, слова и буквы, рассматриваемые как «кирпичики» для графического образа, часто бывают непослушными, с ними приходится изрядно побороться (или договориться), чтобы подходящим образом «деформировать» их.

Примером интегративного использования разнообразных каллиграфических жанров в психотерапии может служить семейная рукописная книга. Это что-то вроде семейного журнала, архива или хроники, где хранится значимая для семьи информация (семейные предания, случаи из семейной жизни и пр.) в виде собрания рукописных текстов и рисунков членов семьи. Такая книга является местом, где каждый может в буквальном смысле оставить свой след в семейной истории. Уверен, что это — более «живая» альтернатива, а потому превосходящая по своему личностному значению привычным способам сохранения семейной информации в виде текстов и фотографий (на бумажных и электронных носителях), причем альтернатива нисколько не противоречащая последним, а прекрасно дополняющая уже известные варианты.

В заключении отмечу еще один несомненный эффект каллиграфотерапии — этнотерапевтический. Знакомство с отечественными и зарубежными каллиграфическими традициями способствует вовлечению человека в пространство мировой культуры; делает его более восприимчивым к эстетическим и экспрессивным формам, накопленным человечеством; дает ему способность понять и оценить иные культурные миры; позволяет стать непосредственным участником непрекращающегося процесса создания новых форм творческого самовыражения.

Дмитрий Геннадьевич Трунов - психотерапевт, кандидат философских наук. Пермь.

psy.su

Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Каллиграфия и здоровье Empty Re: Каллиграфия и здоровье

Сообщение автор Мамонт Пт Мар 15, 2013 11:36 am

Графологическая наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных особенностей личности. Нет сомнения, что разновидности занятий, развивающих точность движений рук, распространенные, например, в традиции Японии – развивают мозг человека с детства: тысячи иероглифов, оригами, манипуляции палочками для еды, искусство экибана, медитативные и боевые искусства, требующие максимальной сосредоточенности конечностей и, конечно же, знаменитая японская каллиграфия, для профессионалов – несущая в себе и философский и медитативный смысл.
Интересно взглянуть на каллиграфию (подразумевая аккуратное повторение художественно выполненных форм) не с точки зрения художественного вкуса и искусства, а с точки зрения графологии как психодиагностического инструмента.

Говоря о каллиграфичности обычного почерка как таковой, другими словами – это жесткое и сознательное следование какому-либо стандарту (или шрифту) в сочетании с украшенностью и стилизованностью.

Излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка – нездорОво, поскольку свидетельствует, во-первых, о подавляющейся индивидуальности и самобытности личности (каким бы ни был данный каллиграфический шрифт самобытным с художественной точки зрения), и во-вторых, об усилении сознательно-волевого аспекта, а то и полное замещение им (где главное – сознательное внимание, и оно направлено на соответствие Форме) беглого, спонтанного, бессознательного самовыражения личности.

Таким образом, каллиграфичность как основная характеристика обычного почерка – отрицательно сказывается на психологическом и психосоматическом здоровье.

Однако мы говорили о каллиграфичности почерка человека вообще. Говоря же о каллиграфии как искусстве или художественно-эстетическом самовыражении (когда обычный почерк каллиграфа сохраняет здоровую простоту и спонтанность), проблематичные характеристики становятся нейтральными, при этом для тех, кому это необходимо, периодические тренировки каллиграфией могут быть полезны с точки зрения выработки концентрации, сосредоточенности, волевого контроля, тщательности, терпеливости, педантичности и эстетического чувства.

Для кого-то это занятие может послужить отличной тренировкой мелкой моторики, оптического контроля, аккуратности, усидчивости, – это может быть своего рода медитацией.

Вместе с этим, с точки зрения графотерапии, нельзя рекомендовать каллиграфию в качестве терапии – особенно людям, склонным к перфекционизму, навязчивостям, обсессиям, чрезмерно педантичным, с повышенным уровнем стресса, перенапряжения, мышечно зажатым или скованным психологически и т.д.

Если говорить о японцах или китайцах – а ведь их традиции и ментальность ярко отражают психологическую подоплеку их стремления к каллиграфичности: унификацию(униформа?), одинаковость, послушание, исполнительность, скромность и покорность, ментальность «маленького человека», «одного из тысяч»…

psychology.su

Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Каллиграфия и здоровье Empty Re: Каллиграфия и здоровье

Сообщение автор Мамонт Пт Мар 15, 2013 11:42 am

В 1950 г. английский ученый Б.Холлгрен впервые описал явление, связанное с частичным расстройством функций левого полушария головного мозга, – дислексию. Словесная слепота, или дислексия – нарушение речи, при котором человек при говорении заменяет слова сходными по звучанию; во время чтения он ошибочно воспринимает слова, подставляя на их место более или менее похожие по буквенному составу.
Почему это происходит? Дело в том, что у большинства людей доминантным полушарием головного мозга является левое. Именно оно управляет речью и движениями правой руки. В нем локализуется речевой центр. Правое полушарие отвечает за способности к образному восприятию мира, к рисованию, к музыке. Когда левое полушарие недостаточно активно, развивается леворукость. У леворуких «главная» рука – левая. Дислексией обычно страдают левши. У дислексиков недостаточную активность левого полушария восполняет правое. И что интересно – если на Западе дислексики составляют в среднем 7% населения, то в Японии их всего 1-1,5%.

От чего это зависит? Дело в том, что в современном японском языке используются три основных системы письма: кандзи - иероглифы китайского происхождения и две слоговые азбуки, созданные в Японии – хирогана и катакана. При частичном поражении левого полушария люди читают на кандзи, но не пользуются кана. Нетрудно догадаться, почему это происходит. Правое полушарие компенсирует «недоработки» левого, а оно-то как раз отвечает за образую память. Известен такой факт: в США некоторых детей, страдающих тяжелыми формами дислексии, учат читать тексты, записанные китайскими иероглифами, так как письмо зрительными символами активизирует работу и левого и правого полушарий. Ведь чтобы запомнить иероглифы, нужно обладать образной памятью, которая зависит от функций правого полушария.

kakografopol.wordpress.com

Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Каллиграфия и здоровье Empty Re: Каллиграфия и здоровье

Сообщение автор Мамонт Пт Мар 15, 2013 12:06 pm

Каллиграфия поможет оптимизировать дыхание и восстановить духовное равновесие

Здоровье человека зависит от физических упражнений. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела, пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику Ци Гун «изменяет телосложение, двигает суставы». Когда занимаешься каллиграфией, забываешь свои проблемы и заботы — ты полностью концентрируешься на первом движении кистью, делаешь глубокий вдох и замираешь. Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье; после занятия каллиграфией всегда чувствуешь себя свежим и помолодевшим.

Процесс письма восстанавливает дыхание. Письмо походит на гимнастику Тайцзи-цюань, которая «упражняет тело снаружи и закаляет дух изнутри». Тайцзи-цюань изучает различные положения ладони, уделяя внимание каждому жесты и движению. Каллиграфия занимается примерно тем же. Гимнастика Тайцзи-цюань практикует метод «вода точит камень», очень медленно, но иногда и быстро, развивает глубокое дыхание, выступает посредником между реальным и нереальным. Пусть мозг контролирует дыхание, а дыхание пусть контролирует пальцы, когда мы пишем. Но нельзя позволить, чтобы только пальцы контролировали кисть, неважно, что она мажет на бумаге. Нужно дать волю всем силам. Найди центр кисти, каждый мазок должен быть энергичным. Поэтому и Тайцзи-цюань и каллиграфия практикует практически одно и тоже — тренируют дыхание и закаляют тело.

Взяв кисть, сконцентрируйся на совершенном, мысль должна быть ясна и безразлична к славе и достатку, сознание не нарушается внешним влиянием, внутренние Инь и Янь должны быть сбалансированы, что гарантирует телесное здоровье, останавливает деление клеток, обмен веществ замедляется. Каллиграфия восстанавливает душевное равновесие, отбрасывая все разрушительные помыслы и влияние — это как Ци Гун и Тайцзи-цюань. После занятия каллиграфией чувствуешь себя бодрым и воодушевленным, дыхание ровное.

Каллиграфия укрепляет мозг и развивает внимательность

Правая мозговая доля отвечает за чувство ритма, темперамент, рисование, воображение — это все основополагающие факторы для занятия каллиграфией. Правильные линии, структура симметрии, равномерность, ритм, темп — это каллиграфия. И это все, на что влияет правая мозговая доля. За всю историю Китай пережил множество изменений письменности. Пиктограмма состоит из основной точки и штриха, которые пережили множество изменений — все это проходило под влиянием правой мозговой доли, это сформировало самобытный китайский характер и оказало влияние на формирование общей письменности. Эти процессы повлияли на появление такой науки, как Востоковедение.

Видеть, наблюдать, анализировать. Способность к наблюдению относится к общему восприятию формы объекта мозгом и дальнейшим анализом характеристик объекта, его природы, взаимосвязей, правил. Я пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. А после изучения каллиграфии их наблюдательность становится еще лучше.

Письмо — это процесс, использующий работу руки и мозговую активность. Лучшие образцы каллиграфии имеют самую тонкую структуру. Перед тем как взять кисть в руки, следует долго и внимательно тренироваться в альбоме. Каллиграфия — это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит таких элементов как точка, линия, поверхность, черное и белое пространство. Чем больше наблюдаешь, тем яснее понимание. Копирование чужих работ очень важно для начального этапа. Это учит не только тому, как сделать первый штрих, какую начертить линию, где сделать разрыв и как закончить, самое главное, что копирование развивает внимательность. Сначала ничего не будет получаться, линии будут кривыми и штрихи личными, но терпение, внимательность и целеустремленность обязательно приведет к прогрессу.

Люди, которые начинают заниматься каллиграфией, очень часто расстраиваются из-за того, что у них сначала ничего не получается. Ничего страшного здесь нет. Только упорный труд и старание могут помочь. Начинайте писать стандартные формы из учебника, и со временем, после анализа своих работ, после долгих раздумий и озарений, у вас начнет получаться настоящее искусство.

Итак, копировать учебник — это конечно примитивно и очень просто, но этим занятием нельзя пренебрегать, так как оно в итоге научит вас трехмерному видению пространства листа.

Каллиграфы живут дольше

То, что каллиграфия продлевает жизнь — это научный, доказанный факт. Древние и современные каллиграфы все жили дольше обычных людей, например, четверо известных каллиграфов — У, Янь, Ли и Чжао — каждый прожил более 70 лет. В то время это было очень серьезным показателем. Янь Чженьцин в свои 76 лет был совершенно здоров, и конечно прожил бы дольше, если бы не был убит восставшим солдатом. Каллиграф Вэнь, живший во время династии Мин, прожил 89 лет, Ли-ан Тоншу, династия Цинь, дожил до 92 лет, современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов прожил 95 лет.

Юань Пу, calligraphy.mvk.ru

Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Каллиграфия и здоровье Empty Re: Каллиграфия и здоровье

Сообщение автор Мамонт Ср Май 22, 2013 2:23 pm

Недавние исследования Британской ассоциации хирургов, связанные с оценкой здоровья современных школьников в Англии, констатировали неутешительные результаты. Ребенок сегодня подвержен риску болей в спине и суставах больше, чем когда бы то ни было, а каждый третий обследуемый пациент испытывает боли в спине с самого детства.
По данным одной из лучших английских школ, из 222 детей, которые идут в 1-й класс, нормальная осанка и здоровый позвоночник через год остаются только у пяти детей. Сам собой напрашивается вопрос: если к таким выводам приходят на основании исследований в лучших западных образовательных учреждениях, что же происходит со здоровьем детей в российских школах за время учебного процесса? Учитывая сегодняшнюю тенденцию в области образования и сфере интересов самих родителей – начинать обучение детей как можно раньше, не с семи лет, а с шести или даже пяти, нетрудно предположить, в каком состоянии они приходят еще только в 1-й класс. Для полноты картины можно вспомнить о мебели, использующейся в процессе обучения и часто не предусматривающей профилактику таких заболеваний, как сутулость и сколиоз. Не забыть про объём предметов, кружков и секций, которыми стараются нагрузить своих чад заботливые мамы и папы. Учесть то количество времени, что современный ребенок проводит перед экранами телевизоров и компьютеров. В конце концов, просто взвесить школьные портфели. И задуматься, что будет с этими детьми через некоторое время. По статистике, уже 90% детей идут в 1-й класс с проблемами позвоночника и 20% – с психическими нарушениями. А ведь истина о том, что позвоночник человека – его основа, известна на протяжении многих тысячелетий. Древние китайские мудрецы называли его магистральным путем жизненной энергии, на котором держится весь организм. Причем не только физика, но и психика. Конечно, в современном мире невозможно обойтись без серьёзной подготовительной базы и качественного образования. Но изменить подход к образованию вполне возможно. Наряду с развитием и применением новых методик усвоения знаний, таких, например, как игровые формы обучения, имеет смысл обратиться и к истории. К опыту наших предков, многие из которых, кстати, обладали более глубокими знаниями, чем современные поколения, и гораздо больше времени проводили за партой. Притом обладали идеальной осанкой и здоровым позвоночником. Каллиграфия имеет к этому самое непосредственное отношение. К тому же данный вид искусства оказывает серьёзное влияние не только на позвоночник, но и на психофизическое здоровье человека в целом.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Известный врач, педагог-новатор, руководитель научно-внедренческой лаборатории, доктор наук Владимир Филиппович Базарный многие годы исследует влияние на психическое и физическое здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой, сравнивая его с импульсно-нажимным письмом перьевой ручкой. По его мнению, между этими двумя способами имеется коренное отличие в так называемых основах психомоторной механики. В частности, в процессе письма перьевой ручкой ребенок постепенно вырабатывает моторный автоматизм, сообразный природе его эндогенных биоритмов: чередования усилий (нажимов) и расслаблений (отрывов). При письме же шариковой ручкой, то есть при безотрывном письме, усилию придан режим постоянной мышечной напряженности, угнетающий и разрушающий ритмическую основу в организации непроизвольной моторики.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание. Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта ЦиГун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве. Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Итак, современное исследование каллиграфического письма было клинически апробировано и обозначило альтернативный подход к лечению. Дальнейшие исследования установили значительное повышение скорости реакции в обоих полушариях мозга при занятиях каллиграфией, причём уменьшение времени реакции в правом полушарии наиболее ярко выражено у опытных каллиграфов, нежели у новичков. Результаты ещё одной серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.
Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения