Как писать быстро и красиво!
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Россия и Англия в Китае

Перейти вниз

Россия и Англия в Китае Empty Россия и Англия в Китае

Сообщение автор Мамонт Чт Июн 20, 2013 1:00 pm

Предметно сравним серию русско-китайских и русско-английских договоров середины 19 века. С английской стороны берем Нанкинский договор 1842 года, Тяньцзинский договор 1858 года и Англо-китайскую мирную конвенцию 1860 года. С русской стороны берем Кульджинский договор 1851 года, Айгунский договор 1858 года, Тяньцзинский договор 1858 года, Пекинский договор 1860 года и Правила сухопутной торговли между Россией и Китаем 1862 года. Итак, основные условия:
1) Территориальные уступки (можно сравнить по карте) - Англия получила остров Гонконг и часть полуострова Коулун. - Россия получила Приморье и Приамурье (весь нынешний Приморский край, южная часть Хабаровского края, часть Благовещенской области)
2) Открытые для торговли китайские города и порты - Англия имела право торговли в Амое, Фучжоу, Нинбо, Шанхае, Гуанчжоу, Чифу, Инкоу, Сватоу, Тяньцзине, на островах Тайвань и Хайнань - Россия имела право торговли во всех городах и территориях, открытых для англичан. Плюс к этому Россия имела право торговли непосредственно в Пекине (англичане такого права не имели), в Кяхте, в Кульдже, в Чугучаке. Плюс русские предприниматели имели право торговать с китайцами в зоне 100 ли (около 45 километров) от российско-китайкой границы на территории Китая. Фактически вся российско-китайская граница была открыта для русской торговли.
3) Реки, открытые для судоходства - Для Англии - Янцзы - Для России - Сунгари
4) Льготы для граждан иностранных государств в Китае: Для Англии: - Беспрепятственное перемещение англичан по территории империи Цин - Защита собственности - Право экстерриториальности Для России: - Беспрепятственное перемещение русских по территории империи Цин - Защита собственности - Право экстерриториальности
5) Торговые льготы Для Англии:
- Легализация торговли опиумом в Китае
- Право нанимать китайцев-кули для работ во владениях Англии Для России: - Беспошлинная русская торговля в Монголии, а для купцов, проезжающих через Кяхту, и в самом Пекине - Для российской сухопутной торговли таможенная пошлина была на 1/3 меньше, чем для английской и иной морской торговли.
Напомню: всех своих уступок Англия добилась за 7 лет войн с Китаем, направив против него большие военные силы и потратив немало денег. Успехи России были результатом только одной умелой дипломатии, без затрат русской крови и денег. Так что вы там говорите: англичане?
В самом конце 19 века в Китае развернулась ожесточенная борьба западных держав за концессии на постройку железных дорог. К 1900 году результаты были следующие:
- Англия получила 9 концессий
- Россия получила 3 концессии - Франция получила 3 концессии -
Германия получила 2 концессии
- Бельгии досталась 1 концессия - США досталась 1 концессия
 
Казалось, бы англичане вчистую переиграли всех конкурентов, и прежде всего, Россию. Но не все так просто. Общая протяженность всех 19 запланированных железных дорог составляла порядка 10 тыс. километров. Из них на долю трех российских проектов - Китайско-Восточной железной дороги, Южно-Маньчжурской железной дороги и железной дороги Иркутск-Пекин (через Монголию) приходилось более 4,5 тыс. километров (то есть 45% общей протяженности). При этом франко-бельгийский консорциум выиграл право строительства железной дороги Пекин-Ханькоу, связавшей Северный, Центральный и Южный Китай. Совокупно Россия и ее союзница Франция к 1900 году контроливали около 2/3 протяженности строящихся и планируемых железных дорог Китая. А вот англичане со своими 9 железными дорогами на деле строили по большей части коротенькие ветки, максимум, на несколько сот километров - вроде дорог Шанхай-Нанкин, Гуанчжоу-Коулун, Шанхай-Нинбо, Шаньхайгуань-Инкоу.
P.S. Ну и ни одна другая страна не имела столь льготного статуса, как Россия в Китае. Полоса отчуждения КВЖД сквозь всю Маньчжурию, где постоянно находился многочисленный российский охранный корпус (ЕМНИП, около 30 тыс. человек) и де-факто действовала российская, а не китайская власть, - это уже было что особенное. Ни одна другая держава не имела для своих железных дорог в Китае ничего сопоставимого по статусу и размаху.
Алексей Черняев
(по материалам [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Мамонт
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 59
Откуда : Российская империя

https://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения