Основные условия свободных писательных движений

Перейти вниз

Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Чт Апр 11, 2013 9:46 pm

1. Освещеніе
Причиной неправильнаго положенія тела и рукъ очень часто является недостаточное и неправильное осв щеніе. Правильное осв щеніе должно быть, прежде всего, достаточно яркимъ — такъ, чтобы глаза на разстояній 10—12 дюймовъ совершенно ясно, безъ малейшаго усилія или напряженія, различали даже очень мелкую печать. Во-вторыхъ, светъ долженъ всегда падать съ левой стороны. Паденіе света при писаніи спереди, а особенно съ правой стороны и сзади очень вредно для глазъ. Берегите ваши глаза и садясь писать, выбирайте всегда м сто такъ, чтобы окно находились влево отъ васъ; вечеромъ же ставьте лампу также по левую руку отъ тетради, немного впереди. Если света недостаточно, пишущій вынужденъ наклоняться къ бумаге , чтобы лучше видеть, при этомъ онъ сгибаетъ спину, что при продолжительныхъ занятіяхъ очень вредно для здоровья. Кроме того, въ такомъ наклоненномъ положеніи движенія правой руки становятся несвободными и почеркъ портится. Для лицъ близорукихъ мы считаемъ необходимыми при писаніи очки. Иначе они пріобретаютъ привычку сидеть, согнувъ спину и наклонивъ голову къ самой бумаге.


Последний раз редактировалось: Мамонт (Сб Май 04, 2013 12:23 am), всего редактировалось 5 раз(а)
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Чт Апр 11, 2013 9:58 pm

2. Столъ и стулъ.
Пока вы учитесь писать, для васъ далеко не безразлично, на какомъ столе писать и на какомъ стуле сидеть при этомъ. Впоследствіи, когда вашъ почеркъ окончательно установится, вамъ не трудно будетъ писать, стоя за конторкой или сидя на высокомъ пульте. Въ начале же, чтобы не вызвать неправильнаго положенія тела и рукъ, необходимо соблюсти относительно стола и стула следующія условія.
Стулъ долженъ быть такой высоты, чтобы ваши ноги не висели въ воздухе, а доставали какъ-разъ до полу. Иначе положеніе вашего тела будетъ неустойчивое и нетвердое, такъ какъ у него не будетъ нижней точки опоры. То же самое будетъ, если стулъ слишкомъ низокъ, такъ что вамъ придется подгибать ноги подъ стулъ, либо вытягивать впередъ. И въ этомъ случае ваше тело, не имея нижней точки опоры, будетъ въ неустойчивомъ положеніи. Неустойчивое же положеніе тела безусловно вредно при писаніи, такъ какъ оно делаетъ все движенія правой руки неустойчивыми, нетвердыми, колеблющимися.
Столъ долженъ быть такой высоты, чтобы, усевшись на стулъ и опустивъ правую руку прямо внизъ (такъ, чтобы она висела), вы могли коснуться верхней доски стола какъ разъ локтемъ. Если это условіе соблюдено, то вы сможете свободно, не подымая и не опуская плечъ и не сгибая спины, положить обе руки локтями на столъ. Если при этомъ вы не будете чувствовать никакой неловкости и никакого стесненія, то это будетъ означать, что столъ подходящей для васъ высоты. Стулъ долженъ стоять передъ столомъ ровно (не бокомъ), такъ чтобы спинка его приходилась какъ разъ сзади (позади спины сидящаго). Не следуетъ ни въ какомъ случае подвигать край стула подъ столъ, точно также какъ не следуетъ отодвигать его отъ стола: край стула и край стола должны приходиться какъ разъ по одному отвесу.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Чт Апр 11, 2013 10:27 pm

3. Положеніе ногъ при писаніи.
Какъ уже сказано, ноги должны свободно стоять на полу. Не следуетъ ихъ подгибать подъ стулъ или вытягивать впередъ. Точно также не следуетъ закладывать одну ногу на другую или сдвигать ихъ въ сторону. Обе ноги должны быть расположены прямо противъ корпуса. Можно ставить ихъ вместо пола на твердую неподвижную подставку (напр., перекладину между ножками стола).
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Пт Апр 12, 2013 8:30 pm

4. Положеніе тела и рукъ при писанiи.
Правильное положеніе тела при писаніи имеетъ очень важное значеніе, прежде всего, для здоровья.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Конечно, въ теченіе одного месяца или даже одного года вредъ отъ неправильнаго сиденія не обнаруживается достаточно заметно. Для этого нуженъ более продолжительный срокъ. Поэтому-то нередко встречаются веселые люди, которые подсмеиваются надъ всеми предписаніями гигіены (науки о здоровье ) относительно правильнаго сиденія при писаніи и даже намеренно не соблюдаютъ ихъ. Въ теченіе н котораго времени это обходится имъ какъ-будто бы даромъ,что еще более утверждаетъ ихъ въ презрительномъ отношеніи къ гигіене. Но кончаютъ они темъ, что портятъ себе глаза и получаютъ всякія грудныя и желудочныя болезни, которыя постепенно и незаметно подкрались къ нимъ, Тогда настаетъ конецъ веселью этихъ несчастныхъ, и они съ удивленіемъ спрашиваютъ себя, откуда взялись у нхъ эти болезни, совершенно не подозревая, что несоблюдеше какихъ то мелкихъ, „пустяковыхъ" предписаній гигіены могло иметь такія вредныя последствія. Предостерегаемъ отъ подобнаго неумнаго молодечества и искренно советуемъ строго соблюдать все приводимыя ниже предписанія. Темъ более, что соблюдете ихъ решительно никакихъ трудностей не представляетъ, а для свободныхъ писательныхъ движеній является безусловно необходімымъ.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Корпусъ при писаніи почти всей своей тяжестью покоится на сиденье стула и лишь слегка наклоняется впередъ. Грудь должна находиться отъ края стола на разстояніи не менее одного вершка, лучше даже два вершка. Следовательно, грудь ни въ какомъ случае не должна опираться о край стола. Откидываніе корпуса назадъ,—такъ, чтобы спина пишущаго опиралась о спинку стола,— также не следуетъ допускать, такъ какъ въ этомъ положеніи правая рука слишкомъ тяжело ложится во время писанія на столъ и теряетъ свободу своихъ движеній. Необходимымъ условіемъ правильнаго положенія корпуса при писаніи является также параллельность его краю стола. Это значитъ, что обе стороны корпуса — правая и левая —должны быть на одинаковомъ разстояніи отъ края стола. Голова при писаніи лишь слегка наклоняется впередъ, при чемъ разстояніе отъ глазъ до бумаги не должно быть менее 10 дюймовъ.
Вся тяжесть тела, какъ уже сказано, приходится на сиденье стула. Ноги, упираясь въ полъ, образуютъ нижнюю точку опоры тела, которая делаетъ положеніе его более устойчивымъ. Но этого недостаточно. Чтобы обезпечить телу полную устойчивость необходима еще одна точка опоры. Такую точку опоры образуетъ левая рука, которая локтемъ кладется на столъ и служитъ для поддержанія корпуса и удержанія на месте бумаги: локоть левой руки опирается на столъ, такъ что небольшая часть веса корпуса переходитъ на левый локоть, а кость ложится на бумагу въ верхней части тетради и придерживаетъ ее въ одномъ положеніи, а когда нужно, передвигаетъ вверхъ.
Соблюденіе правильнаго положенія левой руки им етъ величайшую важность. Если левая рука находится не на месте (напр., опущена внизъ), то тело не имеетъ прочной опоры и ищетъ себе опору въ правой руке. Не трудно сообразить, что, если правая рука не будетъ служить точкой опоры для тела, если часть тяжести тела перейдетъ на правую руку, если, вследствіе этого, правый локоть будетъ сильно опираться о столъ, то движенія всей правой руки будутъ въ этомъ случа крайне стеснены. О свободныхъ движеніяхъ въ этомъ случае не можетъ быть и речи. Следовательно, малейшая неправильность въ положеніи левой руки немедленно отражается на правой. А неправильность положенія правой руки всегда приводитъ къ дурному, ломанному и уродливому почерку. Можно утверждать, что въ девяноста случаяхъ изъ ста причиной дурного почерка является неправильное положеніе левой руки, которое въ свою очередь вызываетъ неправильности въ правой руке. Но, опираясь на левую руку, ни въ какомъ случае не следуетъ сгибать или наклонять корпусъ влево. Плечи должны стоять ровно и быть на одной высоте. Для сохраненія здоровья: это одно изъ важнейшихъ условій.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На рис. 3 изображено то неправильное и крайне вредное для здоровья положеніе корпуса, которое нередко можно видеть въ нашихъ школахъ. После действія такого неправильнаго сиденія поистине ужасны: близорукость, которая нередко кончается слепотой, искривленіе позвоночника, которое наблюдается не только у детей, но и у взрослыхъ, целый рядъ желудочныхъ болезней, такъ какъ при неправильномъ положеніи желудокъ сильно сдавленъ, наконецъ, самая ужасная въ настоящее время болезнь — чахотка, которая такъ легко забирается въ сдавленныя при неправильномъ сиденіи легкія, неполучающія достаточнаго количества воздуха.
Да не подумаютъ читатели, что мы ихъ просто запугиваемъ. Недавно во Франціи правительственная комиссія произвела обследованіе относительно причинъ слепоты, и оказалось, что школьная близорукость, развивающаяся вследствіе неправильнаго положенія корпуса при писаніи, является одной изъ главнеішихъ причіинъ слепоты.
Свобода писательныхъ движеній возможна лишь въ томъ случае, если правая рука, совершающая эти движенія, вполне свободна. Поэтому правая рука должна свободно покоиться на столе, лишь слегка опираясь на него. Она имеетъ две точки опоры. Первая находится у локтя. Въ этомъ месте правая рука очень легко опирается о край стола.Второй точкой опоры для правой руки служитъ согнутый мизинецъ, а иногда вместе съ нимъ и четвертый (безымянный) палецъ, что зависитъ отъ длины пальцевъ. Мизинецъ прикасается къ бумаге лишь правой стороной последняго (конечнаго) сустава,той частью его, которая прилегаетъ ко второму суставу. Четвертый палецъ либо слегка касается своимъ концомъ бумаги, либо находится отъ нея на очень небольшомъ разстояніи, Это уже зависитъ отъ руки и отъ длины пальцевъ—какъ кому удобнее. Самое же главное въ положеніи правой руки—это то, чтобы она имела только эти две точки опоры и не имела никакихъ другихъ точекъ опорыサ Поэтому кисть не должна касаться бумаги, между кистью и бумагой долженъ быть просветъ (промежутокъ). Есть два способа проверки правильности положенія кисти. Первый способъ заключается въ томъ, чтобы наклонить голову къ самому столу и заглянуть на кисть слева. Тогда вы увидите, есть ли просветъ между кистью и бумагой или нетъ. Второй способъ проверки производится по направленію ручки. Верхній конецъ ручки долженъ быть направленъ въ правое плечо. Если кисть стоитъ неправильно, напр., опирается на второй или на первый суставъ мизинца (а не на последній, какъ следуетъ), то ручка будетъ направлена не въ правое плечо, а въ правую стенку комнаты, следуетъ внимательно следить за кистью, такъ какъ неправильное положеніе кисти — наиболее часто встречающійся недостатокъ. Производите почаще обязательно обепроверки правильности ея положенія. Особое вниманіе необходимо обратить на то, чтобы правая рука въ об ихъ точкахъ опоры лежала на стол очень легко, такъ чтобы изъподъ нея, безъ всякихъ трудностей и усилій, можно было бы вытащить листъ бумаги. Вначал нужно какъ можно чаще производить проверку правой руки для того, чтобы добиться совершенно правильнаго положения. Для лицъ, у которыхъ рука уже испорчена, въ первое время нелегко будетъ пріучить себя къ новому положенію, такъ какъ ихъ все будетъ тянуть къ старому, неправильному положенію. Но при желаніи и настойчивости они всегда сумеютъ добиться своего. Нетъ такого почерка, котораго нельзя было бы исправить и нетъ такого неправильнаго положенія руки, отъ котораго нельзя было бы отвыкнуть.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Пт Апр 12, 2013 9:29 pm

5. Правильное держаніе ручки.
Ручка держится тремя пальцами: большимъ, указательнымъ и среднимъ. Указательный палецъ, впрочемъ, лишь лежитъ сверху, свободно покоясь на ручке. Чтобы научиться правильно держать ручку, возмите ее двумя пальцами — большимъ и среднимъ,— какъ это показано на рис. 7.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Указательный палецъ при этомъ поднять вверхъ. Въ этомъ положеніи большой палецъ прижимаетъ нижній конецъ ручки къ последнему (нижнему) суставу средняго пальца, такъ что ручка касается ногтя этого пальца. Верхняя же часть ручки имеетъ точку опоры у начала перваго сустава указательнаго пальца. Въ этомъ положеніи даже съ пряподнятымъ кверху указательнымъ пальцемъ уже возможно писать, только почеркъ будетъ не вполне твердъ и совершенно безъ нажимовъ, которые выполняются только при давленіи на ручку указательнаго пальца. Если теперь легко и свободно опустить указательный палецъ на ручку, то мы получимъ правильное положеніе всехъ трехъ пальцевъ, показанное на рис. 4.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Все три пальца, держащіе ручку, при правильномъ положеніи слегка согнуты и расположены въ следующемъ порядке: ближе всехъ къ нижнему концу ручки, почти у самаго конца ея, но ни въ какомъ случае не прикасаясь къ перу, находится средній палецъ. Вторымъ отъ нижняго конца ручки идетъ указательный палецъ. Еще выше, чемъ указательный палецъ лежитъ большой палецъ. Верхняя часть ручки касается начала (верхняго сустава) указательнаго пальца. Такимъ образомъ, указательный палецъ и ручка имеютъ две точки касанія, но средній суставъ указательнаго пальца не долженъ касаться ручки.
Пальцы, держащіе ручку, не должны касаться одинъ другого. При правильномъ положеніи и достаточной толщине ручки между ними остается маленькій промежутокъ. Ручку следуетъ держать легко и свободно, не сдавливая ее пальцами. Чтобы проверить, не сжимаете ли вы ручку слишкомъ крепко, попробуйте, не изменяя положения пальцевъ правой руки и не ослабляя ихъ, левой рукой вытянуть ручку за верхній или за нижній конецъ. При правильномъ давленіи пальцевъ ручка должна свободно скользить между ними. Если же она идетъ туго или даже совсемъ не подается, то, значить, вы сжимаете ручку слишкомъ крепко. Вместе съ темъ это доказываетъ, что вы вообще держите ручку неправильно, такъ какъ при правильномъ держаніи ручки въ сжимании ея нетъ ни малейшей нужды.
Необходимо, особенно вначале, почаще производить проверку правильности положенія ручки. Для этого останавливайте себя среди упражнений и, не изменяя ни положения руки, ни положенія палъцевъ, попытайтесь поднять кверху указательный палецъ (какъ это показано на рис. 7). Если при этомъ окажется, что ручка совсемъ не держится или же изменяетъ свое положение, это послужитъ доказательствомъ, что вы держите ее неправильно.
Затемъ обратите вниманіе, туда ли направленъ верхній конецъ ручки, куда следуетъ. Нигде не встречается такого большого числа неправильностей, какъ именно въ держании ручки. Одни держатъ пальцы на самомъ пере. Это делаетъ почеркъ мелкимъ и крайне неразборчивымъ. Не забывайте, что пальцы не прикасаются къ перу, а охватываютъ ручку около пера. Другіе, наоборотъ, держатъ пальцы очень далеко отъ пера (рис. Cool.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Это всегда связано съ неправильнымъ положеніемъ кисти, которая обыкновенно въ этомъ случае всей своей правой стороной касается бумаги (см. рис. 5).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Такая неправильность указываетъ на неподвижность пальцевъ, что встречается очень часто. Пальцы при писаніи не сгибаются, для каждой буквы приходится производить движеніе всей рукой, что чрезвычайно утомительно.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Многіе стискиваютъ ручку пальцами такъ, будто хотятъ раздавить ее. Можно себе представить, какой уродливый почеркъ получается при такомъ судорожномъ сжатіи ручки. Очень часто встречаются такіе горе-каллиграфы, которые, вместо того, чтобы держать указательный палецъ слегка выгнутымъ вверху, выгибаютъ его книзу и придаютъ ему удивительно уродливую, противоестественную форму (см. рис. 9).
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Некоторые умудряются подгибать внутрь средній палецъ, такъ что ручка опирается не о его ноготь, а о второй суставъ. О положеніи четвертаго и пятаго пальца мы уже говорили выше. Эти пальцы сгибаются несколько больше, чемъ указательный и средній, и даже слегка подгибаются внутрь. Оба пальца сложены вместе, прилегаютъ другъ къ другу и слегка отделены отъ средняго пальца.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Пт Апр 12, 2013 10:05 pm

6. Правильное положеніе тетради.
Тетрадь должна лежать противъ корпуса, левый нижній уголъ той страницы, на которой вы пишете, приходится какъ разъ противъ середины груди. Если вы пишете на левой странице тетради, то левый нижній уголъ этой страницы приходится противъ середины вашей груди. Когда вы перейдете на правую сторону тетради, вамъ нужно будетъ сдвинуть всю тетрадь влево, и тогда левый нижній уголъ правой страницы окажется противъ середины вашей груди. При этомъ нижняя часть левой страницы будетъ висеть на воздух. Если положеніе вашего корпуса правильно, если вы не опираетесь на край стола грудью и не придвигаетесь къ столу слишкомъ близко, а также не перегибаете корпуса влево, эта висящая часть тетради не должна вамъ мешать. Если же она мешаетъ, то, значить, вы неправильно сидите. Отъ этого положенія тетради можно сделать небольшія отступленія: можно ее сдвинуть немного вправо,— такъ, что нижній уголъ той страницы, на которой вы пишете, будетъ приходиться противъ правой стороны груди. Но сильно сдвигать тетрадь вправо не годится: для правой руки это было бы очень удобно, но для глазъ очень вредно. Если тетрадь слишкомъ сильно сдвинута вправо, вамъ придется все время скашивать глаза вправо, особенно левый глазъ. Глаза будутъ работать неравномерно, что очень вредно для нихъ.
Безусловно недопустимо сдвиганіе тетради влево отъ средняго положенія, Вопервыхъ, какъ только что указано, для правой рукиудобнее, если тетрадь сдвинута вправо; следовательно, сдвиганіе тетради влево могло бы только вызвать несвободныя связанныя движенія правой руки. Во-вторыхъ, при сдвиганіи тетради влево отъ средняго положенія весь корпусъ отклонится также влево, что вредно и для здоровья, и для почерка.
Нижнимъ своимъ краемъ тетрадь лежитъ не вдоль края стола, а образуетъ съ нимъ уголъ. Величина этого угла указана нашимъ „тетрадедержателемъ". У потребленіе „тетрадедержателя" таково. Возьмите большой листъ толстой промокательной бумаги и прикрепите его кнопками къ столу такъ чтобы нижній край бумаги шелъ вдоль края стола. Затемъ приложите „тетрадедержатель" къ нижнему краю промокательной бумаги темъ краемъ, на которомъ напечатана надпись: „Край стола", такъ чтобы край промокательной бумаги и край тетрадедержателя совпадали. Затемъ проведите карандашомъ на промокательной бумаг прямую линію вдоль того края
„тетрадедержателя",на которомъ напечатана надпись: „Край тетради". Такихъ линій нужно начертить несколько, такъ какъ тетрадь при писаніи приходится передвигать вверхъ и внизъ, вправо и влево. Где бы ни лежала тетрадь, выше или ниже, правее или левее, нижний край ея долженъ итти вдоль одной изъ линий намеченныхъ тетрадедержателемъ.
Уголъ, избранный нами для „тетрадедержателя", является наиболее нормальнымъサ т.-е. на практике встречается наиболее часто. Допустимы небольшия отклоненія отъ него: можно немного отклонить тетрадь отъ начерченныхъ по тетрадед. линій, но лучше этого не делать. Линіи на промокательной бумаг нужно чертить очень твердымъ карандашомъ, не ниже № 3 (а еще лучше «сибирскимъ графитомъ»). Иначе карандашъ будетъ пачкать тетрадь.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Сб Апр 13, 2013 12:19 pm

7. Положеніе и движеніе пера.
Всякое перо расщеплено на две части: правую и левую. При писаніи оба кончика пера должны касаться бумаги. Никогда не следуетъ писать одной половиной, или однимъ бокомъ пера. Это безусловно неправильно. Между положеніемъ на бумаге праваго и леваго кончика пера есть, однако, очень небольшое, но вместе съ темъ очень важное различіе, которое необходимо усвоить. Опорной для пера служитъ правый кончикъ, левый же, хотя и прикасается при всехъ положеніяхъ пера къ бумаге, не служитъ ему опорой, а только слегка скользитъ по бумаге. Уловить это маленькое, но важное различіе не трудно. Поставьте перо (не обмакивая его въ чернила,) концомъ на бумагу совершенно ровно, т. е. чтобы оба кончика пера — правый и левый — легли на бумагу совершенно одинаково. Теперь, не снимая пера съ бумаги, не изменяя его положенія, а также положенія пальцевъ, сделайте большимъ пальцемъ чрезвычайно легкое движеніе вверхъ. Благодаря этому движенію, вся ручка вместе съ перомъ слегка повернется вправо, такъ что теперь правое ребро (правый край) пера будетъ немного ближе къ бумаге , чемъ левое. Это и есть правильное положение пера, которое нужно всегда сохранить. Въ этомъ положеніи перо опирается на бумагу своимъ правымъ кончикомъ, а левый лишь прикасается къ бумаге. Это различіе между положеніемъ праваго и леваго кончика пера сразу обнаружится, если, не сдвигая пера ни вправо, ни влево, ни вверхъ, ни внизъ, придавить ручку указательнымъ пальцемъ. Тогда — если перо стоитъ верно — правая половина пера останется на месте, но слегка изогнется, а левая не изогнется, но отодвинется влево. Этимъ способомъ вы всегда можете проверить, верно ли стоитъ ваше перо.
Небольшой наклонъ пера вправо имеетъ большое значеніе при нажиме. Безъ такого наклона правильный красивый нажимъ совершенно невозможенъ. Понятно, что наклонъ пера въ левую сторону совершенно не допускается (по крайней мере, въ первое время ученія). Если перо стоитъ правильно, то его движенія по бумаге легки и свободны; оно не скрипитъ, не царапаетъ бумаги, не цепляется и не прыгаетъ, а идетъ плавно и ровно. Скорость движенія пера по бумаге можетъ быть различна: перо можетъ двигаться очень быстро, или очень медленно, или наконецъ, ни быстро, ни медленно, съ средней скоростью. Необходимо вначале избегать быстрыхъ движеній, точно такъ же, какъ и очень медленньгхъ движеній; и для техъ, и для другихъ рука вначале недостаточно тверда и устойчива. Пишите сначала медленно, затемъ постепенно ускоряйте, но дальше средней скорости не идите, исключая те случаи, когда вамъ прямо будетъ указано быстрое движеніе. Особенно избегайте вначале быстрыхъ движеній, такъ какъ они могутъ вамъ только повредить.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Сб Апр 13, 2013 12:30 pm

8. Движенiе различныхъ частей руки при писаніи.
Рука состоитъ изъ плечевого сустава (отъ плеча до локтя), предплечья (отъ локтя до кисти) и кисти. При писаніи различные части руки совершаютъ разнообразные движенія. Пальцы, держащіе ручку, могутъ сгибаться и выпрямляться, а также слегка выгибаться вправо и влево. При сгибаніи пальцевъ перо начертитъ прямую линію, идущую сверху внизъ, при выпрямленіи — прямую линію, идущую снизу вверхъ. Если сгибать пальцы и въ то же время отводить ихъ немного влево, то на бумаге получится не прямая линія, а кривая, обращенная выпуклостью влево. При выпрямленіи пальцевъ и ихъ отведеніи вправо получится кривая, обращенная выпуклой частью вправо. Соединяя различные движенія пальцевъ, можно получить такъ называемый овалъ, имеющій форму буквы О. Кисть можетъ совершать небольшіе повороты вправо и влево. Большая часть движеній пальцевъ соединяется съ движеніями кисти. Локоть передвигается во время писанія вправо короткими движеніями, которыя делаются после каждаго слова. При этомъ локоть движется не вдоль края стола, а по прямой, наклоненной къ нижнему краю промокательной бумаги подъ темъ же угломъ, что и линіи проведенныя „тетрадедержателемъ". Можно даже для проверки на промокательной бумаге тамъ, где приходится локоть правой руки, начертить по „тетрадедержателю" несколько линій. Вдоль этихъ линій и долженъ передвигаться локоть. По окончаніи строки локоть передвигается быстрымъ движеніемъ влево.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Сб Апр 13, 2013 1:10 pm

9. Первая задача.
Прежде чемъ идти дальше, проделайте следующую задачу. Перечитайте весь отделъ первый сначала (кроме введенія) и составьте на четвертушке бумаг полный конспектъ (краткій списокъ) всехъ правилъ относительно положенія корпуса, ногъ, рукъ, пальцевъ, ручки, пера и тетради, руководствуясь следующими вопросами:
1. Съ какой стороны долженъ падать светъ во время писанія?
2. Можно ли опираться во время писанія грудью о столъ?
3. Следуетъ ли опираться во время писаніи спиной о спинку стула?
4. Какую работу выполняетъ левая рука при писании?
5. Где находится нижняя точка опоры корпуса, т. е., на что опирается корпусъ внизу?
6. Почему нельзя опираться во время писанія на столъ правой рукой?
7. Сколько точекъ опоры имеетъ правая рука?
8. Не можете ли вы ответить, почему кисть должна опираться только на последній суставъ мизинца, а не на всю правую сторону руки ?
9. Можно ли наклонять корпусъ влево?
10. Можно ли наклонять корпусъ вправо?
11. Сколько есть способовъ проверки правильности положенія кисти?
12. Куда долженъ быть направленъ верхній конецъ ручки?
13. Какъ проверить правильное положеніе указательнаго пальца?
14. Можетъ ли ручка при правильномъ положеніи касаться второго сустава средняго пальца?
15. Можетъ ли ручка при правильномъ положеніи касаться второго сустава указательнаго пальца?
16. Какой палецъ на ручке ближе всего къ перу?
17. Какъ удостовериться, что правая рука не опирается на столъ слишкомъ сильно?
18. Где ручка прикасается къ среднему пальцу?
19. Можно ли держать ручку большимъ и среднимъ пальцемъ?
20. Можно ли сжимать ручку пальцами?
21. Въ какомъ месте ручка касается верхней своей частью къ руке?
22. Какъ нужно держать четвертый (безымянный) и пятый (мизинецъ) пальцы?
23. Поняли ли вы, какъ нужно ставить перо на бумагу?
24. Соблюдаете ли вы правила о положеніи тетради и употребляете ли вы „тетрадедержатель"?

Составление конспекта необходимо для того, чтобы вы съ самаго же начала совершенно ясно поняли все правила и разъ навсегда твердо усвоили ихъ. Конспектъ въ первое время ежедневно, садясь за упражненія, перечитывайте.
Здесь мы считаемъ уместнымъ еще разъ напомнить о томъ, чтобы вначале было обращено самое серьезное вниманіе на правильность положенія. рукъ, пальцевъ и корпуса. Несоблюденіе нашихъ указаній, особенно вначале, можетъ очень вредно отразиться на почерке въ дальнейшемъ. Пока почеркъ устанавливается и вырабатывается, соблюденiе всехъ правилъ крайне важно. Впоследствіи, когда почеркъ вашъ установится вполне, вы сможете писать въ самыхъ неудобныхъ положеніяхъ, не соблюдая всехъ правилъ и указаній, — и тогда несоблюденіе правилъ не сможетъ сильно повредить вамъ. По той же причине мы советуемъ подольше посидеть надъ выработкой правильнаго положенія и надъ изученіемъ первыхъ упражненій. Дальше дело само у васъ пойдетъ значительно скорее, но только при условіи, если вначале вы не будете торопиться. Если вначале вы будете идти впередъ медленно, то дальше у васъ дело будетъ идти все быстрее, и вы скоро закончите курсъ. Если же вы поторопитесь вначале, то дальше у васъ дело будетъ идти всемедленнее (и хуже) вамъ придется вернуться назадъ, начать все сызнова, и времени на курсъ у васъ уйдетъ несравненно больше. Все задаваемыя нами задачи обязательны. При невыполненiи ихъ за дальнейшіе успехи поручиться нельзя.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Сб Апр 13, 2013 1:24 pm

10. Письменныя принадлежности.
Во всякомъ деле плохими или неподходящими инструментами и изъ плохихъ матеріаловъ ничего хорошаго сделать нельзя. То же самое и въ каллиграфіи. Плохое перо, или неподходящая ручка, или скверная бумага, или, наконецъ, плохія чернила могутъ испортить все дело. Поэтому нужно озаботиться о томъ, чтобы все письменныя принадлежности, во-первыхъ, были хорошаго качества, а ва-вторыхъ, подходили бы для начинающихъ изученіе каллиграфіи.
а) Чернильница.
Лучше всего чернильница изъ стекла съ широкимъ горломъ. Такую чернильницу можно мыть и чистить. Следите за темъ, чтобы въ чернильницу не попадали пыль, соръ, перья, мухи, тараканы и т. д. Иначе чернила быстро испортятся.
б) Чернила.
Чернила употребляйте исключительно черныя. Густыя чернила не годятся. Никогда не разбавляйте чернилъ водой. Наиболее подходящими мы считаемъ „ализариновыя чернила" фабрики Леонарди и „железо-галловыя чернила" № 2001 и 4001 (Чернила—Пеликанъ) фабрики Гюнтера Вагнера. Во всякомъ большомъ писчебумажномъ магазине вы найдете эти чернила.
в) Бумага.
Особое вниманіе надо обратить на бумагу: на плохой бумаге отказываются служить и перо и чернила. Бумагу нужно брать только белую, хорошаго качества, не особенно толстую и не слишкомъ глянцевитую. Изъ бумаги делайте себе тетрадки такого размера, какъ прилагаемый нами транспарантъ. Этотъ размеръ тетради более удобенъ, чемъ обыкновенныя ученическія тетради.
г) Перо.
Существуетъ огромное число сортовъ перьевъ и среди нихъ множество очень хорошихъ (особенно англійскія, немецкія и французскія перья). Остановить выборъ на какомъ-либо одномъ сорт трудно. Вначале, однако, не употребляйте очень твердыхъ, точно такъ же, какъ и очень мягкихъ перьевъ. Берите перья средней упругости, съ обыкновеннымъ концомъ, не слишкомъ острымъ и не слишкомъ тулымъ. Впоследствіи, когда ваша рука пріобрететъ твердость, подберете себе перо „по руке". После употребленія перо начисто вытирайте.
д) Ручка.
Число сортовъ ручекъ также очень велико. Но среди нихъ есть множество совершенно негодныхъ для писанія. Берите всегда самыя легкія ручки, такъ какъ тяжелыя только утомляютъ руку безъ всякой нужды. Ручку нужно брать средней толщины: слишкомъ толстыя или слишкомъ тонкія ручки сильно утомляютъ пальцы и даже являются иногда причиной тяжелой болезни, носящей названіе „писчей судороги". Толщина ручки должна быть такова, чтобы пальцы, держащіе ее, не прикасались одинъ къ другому. Лучше всего ручки имеющія одну и ту же толщину по всей своей длине. Ручка должна быть вся изъ дерева. Те ручки, на которыхъ сделаны металлическія вставки, не годятся, такъ какъ пальцы скользятъ по металлу, теряютъ правильное положеніе и утомляются. Перо должно твердо держаться во вставке.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Сб Апр 13, 2013 1:46 pm

12. Какъ заниматься?

1. Садясь писать, посмотрите, правильно-ли стоитъ стулъ.
2. Проверьте затемъ положеніе рукъ и корпуса.
3. Положите тетрадь въ правильное положеніе.
4. Возьмите ручку и посмотрите, правильно ли лежатъ пальцы, каждый въ отдельности.
5. Проверьте, касается ли верхняя часть ручки основанія указательнаго пальца.
6. Подымите указательный палецъ, чтобы проврить, свободно ли онъ лежитъ.
7. Положите на столъ левую руку въ правильную позицію.
8. Положите на столъ правую руку и проверьте, правильно ли она лежитъ.
9. Проверьте, направлена ли ручка верхнимъ концомъ въ правое плечо.
10. Посмотрите, правильно ли стоитъ перо на бумаге.
11. Еще разъ проверьте всю правую руку и начинайте писать.
12. Въ теченіе дальнейшихъ занятій, особенно вначале, производите общую и частичную проверку всеми указанными нами способами какъ можно чаще.

Сначала вамъ такая проверка покажется длинной и утомительной, но черезъ три-четыре дня вы научитесь делать общую проверку всего въ теченіе 10 секундъ. А недели черезъ две, при ежедневныхъ правильныхъ занятіяхъ, вы настолько привыкните къ правильннымъ положеніямъ, что иначе вамъ уже будетъ неудобно писать. Постепенно правильный положенія превратятся у васъ въ прочную привычку. А это — уже половина дела. Поэтому сначала запаситесь упорствомъ и твердой волей, постарайтесь непременно отвыкнуть отъ прежнихъ неправильныхъ положений и пріучите себя къ правильнымъ. Поработайте хорошенько надъ собой, и въ скоромъ времени вы увидите, съ какой легкостью и свободой совершаетъ ваша правая рука все необходимые при писаніи движенія. Особенно пріятно будетъ для васъ ощущеніе, что не перо владеетъ вами, а вы владеете перомъ. Не торопитесь впередъ. Лишь хорошо усвоивъ одно, переходите къ другому. Иначе вамъ придется не разъ возвращаться назадъ.
При писаніи совершается множество разнообразныхъ движеній. Чтобы научиться имъ, необходимо ежедневно проделывать нечто вроде «гимнастики» — ежедневныя обязательныя упражненія.
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Мамонт в Вс Апр 28, 2013 10:29 pm

тема закрыта
avatar
Мамонт
Вице-канцлер

Сообщения : 1611
Дата регистрации : 2013-03-08
Возраст : 54
Откуда : Российская империя

http://calligraphy.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основные условия свободных писательных движений

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения